“Газпром” подтвердил поступление предложения от “Нафтогаза Украины” о закупках российского газа в преддверии зимы 2016-2017 годов. Но Киев хочет дополнительную скидку от контрактной цены и применение формулы “хаб минус транспорт”, которая может обрушить цену на российский газ до рекордного уровня. Эксперты уверены, что ни “Газпром”, ни правительство РФ на такое не пойдут. Тем более что Киев вряд ли даст “Газпрому” гарантии по объему закупок: Украина уже де-факто привязана к импорту газа с западного направления револьверным кредитом ЕБРР и необходимостью оплачивать мощности реверсных трубопроводов, пишет “Коммерсантъ”.
Глава “Газпрома” Алексей Миллер вчера сообщил, что монополия получила письмо от “Нафтогаза Украины” о возобновлении закупок российского газа во втором полугодии 2016 года и первом квартале 2017 года. “Изменение настроений украинской компании понятно. Суточный объем реверса газа из ЕС сократился в июне в 6,4 раза по сравнению с маем и в 16,8 раза по сравнению с апрелем”,— отметил он. В “Нафтогазе” снижение объясняют тем, что ждут падения цены на европейском рынке в третьем квартале.
Накануне глава “Нафтогаза” Андрей Коболев заявил, что хочет, чтобы “Газпром” принимал участие в следующем тендере на закупку Украиной импортного газа. Но, по его словам, возобновить закупки в РФ Киев готов, только если цена на газ окажется ниже европейской. Вчера в “Нафтогазе” уточнили, что компания направила “Газпрому” предложение подписать дополнение к контракту между сторонами, предусматривающее снижение цены “до экономически обоснованного уровня” — “хаб минус транспорт” (то есть цена газа на европейских хабах минус стоимость транспорта в ЕС из России).
С конца ноября 2015 года Украина не закупает российский газ, объясняя это слишком высокой ценой “Газпрома”. С учетом предоставленной правительством РФ скидки в виде отмены экспортной пошлины в рамках “зимнего пакета” цена газа РФ для Украины составляла в четвертом квартале 2015 года $227 за тысячу кубометров, с января — $212, а с 1 апреля, даже несмотря на окончание действия скидки,— около $185 (в рамках контракта от 2009 года). Сейчас даже без дополнительного снижения цены ее уровень ниже европейского: во втором квартале “Нафтогаз” импортирует газ из Европы примерно по $200 за тысячу кубометров с учетом транспортировки. Более того, предложение “Нафтогаза” “хаб минус транспорт” может привести к резкому падению цены: при текущей цене на австрийском хабе в Баумгартене около $175 за тысячу кубометров и вычете транспортных затрат на восточной границе Украины газ мог бы стоить менее $120 за тысячу кубометров.
Закупку у европейских поставщиков “Нафтогаз” стимулирует и “газовое” револьверное кредитное соглашение на $300 млн с ЕБРР, а также необходимость платить за пользование реверсным газопроводом из Словакии, даже если он не загружен. Так что возобновление переговоров с Москвой не гарантирует ни того, что Киев начнет закупки, ни заметных объемов импорта из РФ. При этом в Киеве рассчитывают на то, что бюджет “Нафтогаза” в 2016 году будет бездефицитным. “Еще в позапрошлом году дефицит “Нафтогаза” составлял 110 млрд гривен,— заявил президент Украины Петр Порошенко.— Я очень надеюсь, что в этом году у нас будет нулевой дефицит, и мы можем уверенно на этом делать акцент этого года — выходим в ноль”.
Андрей Полищук из Raiffeisenbank считает, что на фоне низких цен на нефть и, следовательно, на газ (здесь контрактные цены зависят от нефтепродуктовой корзины) Украина почти наверняка не сможет добиться от России дополнительного снижения цены. По его оценке, “Газпром” точно не будет давать “Нафтогазу” скидок, так как это может стать аргументом в судебном разбирательстве с украинской компанией в Стокгольме по цене на газ на $30 млрд, еще снизить цену может только правительство РФ за счет экспортной пошлины. Но для этого, считает господин Полищук, нужны ответные предложения Киева — например, по гарантированным объемам закупки и прекращению импорта из Европы, что в нынешней политической обстановке фактически нереально.
|