Не позднее 2025 года Крымский и Таманский полуострова, а также Азовское море, могут прекратить своё существование.
К такому выводу пришла группа международных экспертов, проводивших комплексную оценку рисков, возникающих или могущих возникнуть при строительстве Крымского (Керченского) моста.
При этом предметом исследования были только те процессы, развитие которых в нежелательном направлении способно оказать негативное влияние.
Представленная картина даёт с 98-99.5% степенью вероятности возможность резкого (на 25-50 м) опускания значительных участков суши - Керченского и Таманского полуостровов полностью, а также части внутренних районов Крымского полуострова - общей площадью до 100 000 кв. км.
Ожидается, что уровень Чёрного моря единовременно понизится на 2-5 м, а связанного через проливы Босфор и Дарданеллы с ним Средиземного - на 1-1.5 м или более.
В результате в обоих морях (в первую очередь в Чёрном) возможно возникновение цунами, высотой до 15-20 м,
Цунами. Префектура Мияко, Япония, 2011 год
наподобие порождённого землетрясением у восточного побережья острова Хонсю (Япония) в 2011 году, когда, в отдельных случаях, волна достигала высоты 40.5 (!!!) метров.
Вполне возможно, что уже через несколько лет на месте крымских и таманских берегов можно будет наблюдать лишь вот такую картину:
При этом всё черноморское побережье, а также восточная часть Средиземноморья испытают на себе удары стихии, вызванные вторичными эффектами,
Новый Орлеан, штат Луизиана, США. Август 2005 года
как, в своё время, в Луизиане, Сан-Франциско и Коломбо.
В результате катаклизма могут серьёзно пострадать районы с общей численностью населения до 300 млн. человек, число же человеческих жертв может достигнуть 5 - 15 млн. (по оптимистическому и пессимистическому сценариям соответственно).
Возможный удар по Батуми, Грузия. Компьютерная модель
Помимо прочего, серьёзно пострадает судоходство в Чёрном и Средиземном морях, из-за резкого увеличения скорости течения в черноморских проливах, а также Суэцком канале и и Гибралтарском проливе, когда массы воды из Атлантики и Красного моря начнут перетекать в Средиземное и Чёрное.
В Гибралтаре в течение не менее 3-6 месяцев, т.е. в период, пока будут происходить переходные процессы, ожидается увеличение скорости течения до 25-30 миль в час (до 55 км/час), в Суэцком канале - до 20 миль в час, а в Дарданеллах и Босфоре - до 55-60 (!!!), т.е. почти 110 км/час.
Разумеется, ни о каком судоходстве в этих условиях речи идти не может. Экономический ущерб достигнет $500-700 млрд. или больше, и это только по предварительной оценке и только для нефтеналивного флота.
Непосредственной причиной катастрофы станет, по мнению учёных, масштабный грабен (опускание относительно окружающей местности по крутым или вертикальным тектоническим разломам) зоны контакта Крымской и Таманской тектонических плит.
Схема грабена. Красными стрелками показано направление реверсного усилия
Обе они движутся навстречу друг другу, под воздействием силы Кориолиса, что приводит к перманентному росту напряжений в зоне контакта, приходящейся на Керченский пролив.
Положение усугубляется тем, что оба блока состоят из прочных, но чрезвычайно хрупких пород - основа Крымской плиты - обсидианоподобный аустенит, а Таманской - мартенсит, имеющий сапфироподобную структуру.
Предел прочности на излом обеих пород примерно равен и составляет 12.75±0.07 мегапаскалей на кв.см.
Согласно данным спутникового мониторинга, осуществлённого в период 2012-2017 гг созданной в 1971 году в Канаде международной независимой неправительственной экологической организацией Гринпис (Greenpeace, "Зелёный мир"), сейчас на отдельных участках зоны контакта давление достигло 10-11 мегапаскалей, с тенденцией к росту ежегодно на 5-7%.
Скорее всего, первой не выдержит эпюра спайности, проходящая приблизительно по линии Севастополь-Симферополь-Джанкой.
Реверсный импульс, возникший при её разрушении, спровоцирует аналогичный сотнями километров восточнее, от Геленджика через Краснодар до Ростова-на-Дону.
В итоге обширный регион получит кратковременное направленное вниз вертикальное ускорение, величиной до 100 g и длительностью 0.8 - 1.0 секунды, в соответствие с диаграммой Герцшпрунга-Рассела для твёрдых тел.
Триггером же (спусковым крючком) всего этого безобразия послужит достраиваемая Россией железнодорожная часть Керченского моста, вернее, инженерно-конструкторские недочёты, допущенные при её проектировании, а также использование неконвенционных материалов.
Речь идёт в первую очередь о специальных резинометаллических плашках, служащих амортизатором между шпалами и укладываемыми на них рельсами, с целью демпфирования (гашения) возникающих при движении тяжелогружёных составов низкочастотных (0.5 - 2 ГЦ) колебаний.
В мировой практике общепринятым стандартом является использование таких плашек толщиной 10.2616 мм, или 0.404 дюйма.
Однако в силу того, что из-за наложенных Украиной санкций Полтавский концерн "Оболонь", мировой монополист в производстве рангоута, а также бегущего и стоячего такелажа для железнодорожных конструкций, работающих в условиях повышенной влажности и/или агрессивной окружающей среды, отказал в поставках, на строительстве железнодорожной части Керченского моста было решено применить несертифицированные плашки толщиной 9.525 мм, или 3/8 дюйма.
Решение это было вынужденным, так как Россия, в силу общей технологической отсталости, не обладает ни необходимым оборудованием, ни компетенциями для изготовления легитимных изделий.
Уменьшение же толщины на 0.7366 мм повысит частоту собственных колебаний железнодорожного пути от максимально допустимых 2.0 ГЦ до 2.3 ГЦ, что в точности совпадает с собственной резонансной частотой коренных пород тектонических плит.
В итоге, при каждом проходе по мосту состава в зону субдукции (контакта) будет направляться до 1 200 МДж энергии (от каждого состава), что, в свою очередь, приведёт в превышению предела прочности и развитию событий по вышеописанному сценарию не более чем через 2-4 года после открытия движения, после, оценочно, поступления 40 000 - 45 000 ГДж (что соответствует 12-15 Кт в тротиловом эквиваленте) нескомпенсированной энергии.
Остаётся надеяться, что будут предприняты все необходимые меры для предотвращения катастрофы, когда вся серьёзность ситуации станет ясна для тех, кто понимает.
|