Gunvor Геннадия Тимченко покупает сеть АЗС и второй НПЗ обанкротившейся Petroplus — в немецком Ингольштадте. Теперь трейдер уверенно говорит о намерении создать вертикально интегрированную нефтекомпанию. Сейчас европейский рынок нефтепродуктов находится не в лучшем состоянии, но его участники рассчитывают на налоговые послабления, пишет “Коммерсантъ”.
Gunvor Group, совладельцами которой являются структуры Геннадия Тимченко, объявила о приобретении НПЗ в Ингольштадте и сети АЗС в Германии, принадлежащих обанкротившейся компании Petroplus. НПЗ мощностью 5,5 млн тонн в год подключен к трансальпийскому нефтепроводу TAL, поставляющему нефть от морского терминала в Триесте. Это уже второй НПЗ, который Gunvor покупает у Petroplus,— в марте стало известно о сделке по заводу в бельгийском Антверпене (5,4 млн тонн в год). “Мы рады объявить о покупке завода в Ингольштадте всего через несколько недель после возобновления работы НПЗ в Антверпене. НПЗ в Ингольштадте станет одним из ключевых активов Gunvor, позволит укрепить позиции на европейском рынке и диверсифицировать торговую деятельность в Германии”,— заявил гендиректор Gunvor Group Торбьорн Торнквист, по словам которого долгосрочная стратегия Gunvor предполагает создание вертикально интегрированной компании.
Стороны планируют завершить сделку в третьем квартале текущего года, после возобновления работы НПЗ мощность перерабатывающих активов Gunvor превысит 10 млн тонн в год, что составит около 15% от всего объема нефти, ежегодно продаваемого трейдером.
На российские НПЗ Gunvor никогда не претендовал. Вчера руководитель проектов по стратегии и развитию компании “Усть-Луга” Александр Липатов вновь поднял тему о строительстве в порту НПЗ мощностью 10 млн тонн в год. Gunvor контролирует 50% нефтяного терминала в Усть-Луге, но к проекту НПЗ отношения не имеет. Действующая в России система налогообложения, субсидирующая нефтепереработку за счет разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты, делает строительство НПЗ в России более привлекательным, чем покупка НПЗ в Европе. Однако в России инвесторы не застрахованы от изменения налоговых условий и роста экспортной пошлины на нефтепродукты, в то время как в Европе участники рынка, напротив, ожидают ослабления налоговой нагрузки на отрасль.
Директор по развитию бизнеса Argus Media Михаил Перфилов отмечает, что среди потенциальных покупателей европейских НПЗ много российских компаний. По его мнению, подобная экспансия объясняется, в частности, тем, что, несмотря на низкую прибыльность, европейские НПЗ “работают на стабильных и предсказуемых рынках”.
Как поясняют участники рынка, одной из основных причин банкротства многих европейских НПЗ стала проблема профицита бензина. Более десяти лет Евросоюз стимулировал европейцев к переходу на более экологичные и экономичные дизельные автомобили — налоги на бензин в ЕС почти вдвое выше, чем на дизтопливо. Результатом стало снижение потребления бензина и его избыток на европейском рынке.
До недавнего времени излишки бензина экспортировались на Восточное побережье США. Кризис в европейской нефтепереработке наступил, когда США ввели требование о содержании 10% биоэтанола в моторном топливе, что снизило потребление минерального бензина. Кроме того, снижение стоимости американской нефти WTI относительно Brent стимулировало собственную нефтепереработку США. Импорт европейского бензина в США практически прекратился, европейские НПЗ потеряли традиционные рынки сбыта и испытали серьезные проблемы.
Участники европейского рынка нефтепродуктов рассчитывают на то, что ситуация в отрасли в ближайшее время заставит Европарламент пересмотреть свою налоговую политику. Если это произойдет, то экономика европейских НПЗ улучшится. В этом случае активы, приобретенные Gunvor, вырастут в цене и могут быть перепроданы. Впрочем, источники “Ъ” в трейдерских компаниях отмечают, что при наличии у Gunvor доступа к дешевой нефти собственный НПЗ с сетью АЗС в Германии предоставит компании привлекательную возможность хеджировать свои позиции на рынке, направляя туда возможные не проданные на рынке объемы.
|